Версия для слабовидящих

Уважаемые родители, делаете ли Вы со своим ребенком по утрам зарядку?


Устраивает ли Вас качество образовательных услуг в детском саду?


Планина Н. В.

Планина Н. В.

Природа просит помочь


Чувство вины

           Я часто радуюсь, глядя на берёзки, которые растут, зеленеют, тянутся вверх вопреки нашему северному суровому климату.  Вот и это деревце скоро  оденется, зашумит листвой, потянет соки из земли. На первый взгляд эта берёза – здоровое, молодое, крепкое дерево. Но когда я подошла поближе, то опешила: ствол в несколько раз был обвит прочной искусственной бечёвкой, которая прочно впилась в него, вросла в древесную плоть. Говорят, что деревья – это неживая природа, но мне представилось, как больно  этому дереву все эти годы, как оно старалось освободиться от невыносимой петли, но всё безуспешно. Прошло несколько лет -  верёвка глубоко вросла в ствол.

          Когда-то взрослые решили порадовать  детей: они украсили участок для прогулок гирляндой из ярких флажков. Гирлянду прикрепили на ствол берёзы. Дети радовались, глядя на яркую разноцветную радугу. Прошло лето – украшение сняли, а верёвка осталась, забытая на стволе берёзы.

           Сколько я ни пыталась освободить дерево, верёвку уже невозможно было обрезать без ущерба для дерева. Теперь я прохожу мимо берёзы с чувством вины. Она стоит как молчаливый укор человеческой глупости.

 

Одно дело делаешь – другого не порть

        На начало июня в нашем северном городе приходится и конец весны и начало короткого стремительного лета. Моя дорога на работу проходит через двор начальной школы. Меня очень удивили яблоньки, растущие во дворе этой школы. Они цвели, цвели очень буйно, пышно, хотя стволы молоденьких деревьев  не отличались красотой,  они были даже корявы, повёрнуты в какую-то одну сторону, точно защищались от непогоды. Деревья (их было штук пять) сплошь покрывали крупные, совсем не северные белые цветы. Я остановилась и замерла от такой невиданной в наших краях красоты.

        Яблоньки отцвели –  со временем на них появились крошечные непривлекательные яблочки. Проходя мимо деревьев, я останавливала взгляд на них с чувством благодарности за минуты неожиданной радости.

         Лето пролетело как всегда очень быстро, наступили холода. Дети под руководством взрослых задумались о том,  как помочь зимующим птицам пережить холодную зиму. Они смастерили кормушки, повесили их в большом количестве во дворе школы. Кормушки повесили на те же яблоньки, которые так красивы были летом, а теперь мало отличались от других деревьев. Когда  дети крепили кормушки, то в морозы поломали много хрупких яблоневых веток, покалечили то, что с таким трудом выросло в наших северных условиях. Дело хорошее – помогать голодным птахам. Учит доброте, состраданию, умению пожалеть. Но никто из взрослых не объяснил маленьким любителям природы, что если делаешь одно дело, то другого не порть.

Не губите!

         Несколько раз за лето мы с семьёй отправляемся на рыбалку на берег Оби. Мы, взрослые, хотим обрести на природе душевное равновесие после городской суеты, дети – просто получить положительный эмоциональный заряд. Есть у нас любимое местечко. Первое, что мы делаем: очищаем  это местечко от мусора. Его оставляют те, кто здесь отдыхали до нас. Если не убрать то, что оставили любители отдыхать на природе, то наша поездка  будет испорчена. Когда приезжаем сюда в следующий раз, всё повторяется в точности: мусор  –  в мешки, и только потом начинается общение с природой.

           Всё, что есть в человеке хорошего и плохого, приходит из семьи, из детства. Если не было в детстве полноценного общения с природой, ребёнок растёт эмоционально равнодушным,  склонным к агрессии, депрессиям.            Психологами доказано, что непосредственное общение с природой необходимо для полноценного развития ребёнка. Нужно учить детей чувствовать природу: слышать её звуки, видеть красоту растений, целесообразность процессов, происходящих в каждой травинке, каждом листочке. Важно с самого начала дать ребёнку понять, что в природе всё живое, оно не может говорить, но всё чувствует:  собака, которую закрыли  на балконе  и забыли выгулять,  черепашка в клетке, с которой дети наигрались и тоже забыли о ней,  дерево, которое превратили в опору для качелей,  букашка, запертая в спичечный коробок. Растения, животные (звери, насекомые, рыбы, птицы) – такие же живые существа, как мы, но живут они другой – своей жизнью, и чтобы её увидеть, нужно быть очень внимательным. Нужно научить ребёнка наблюдать и делать выводы – не в готовом виде, а те, к которым он придёт с помощью взрослого. Умение наблюдать  очень ценное качество, которое пригодится ребёнку в жизни.

                 Мои подготовишки (им по семь лет – скоро проводим в школу) с большим сочувствием наблюдали, как я безуспешно пыталась освободить берёзу от вросшей в ствол верёвки. Они предлагали свои способы освобождения дерева, которые не подходили в силу малого жизненного опыта детей. Нам было грустно: ведь мы  не смогли помочь дереву, но я испытывала радость от осознания того, что мои дети восприимчивы к тому, что их окружает, что они не равнодушны, а это  признаки, приметы  эмоционального здоровья.

             2017 год объявлен годом экологии в России. Для воспитания экологической культуры  взрослого поколения (а с ним и детей) необходимо появление на экранах  убедительной рекламы  с призывом помочь природе, на улицах городов – растяжек, баннеров с такими же призывами, увеличение контейнеров для мусора не только на улицах, но и в местах отдыха за городом. Необходимо, чтобы дошколята, школьники совместно с взрослыми высаживали деревья, ухаживали за ними, видели, как долго и трудно вырастить из саженца дерево. Тогда ребёнок задумается,  прежде чем сломать ветку, бросить на зелёный газон пластиковую упаковку затоптать букашку.

         Очевидно, что одним из главных условий становления начал экологической культуры ребёнка является достаточно развитая культура взрослых – воспитателей, родителей.  Природа, как ничто другое, помогает  обрести  душевное равновесие, она может стать источником  глубоких переживаний и творческих озарений. Одно из главнейших правил поведения в природе: «Не разрушай!» в первую очередь следует выполнять взрослому, ведь по его примеру действует и ребёнок.



Планина Наталья Васильевна
Воспитатель

Комментарии